В Брянске работает фотовыставка «Мальцовские и Брянские пароходы»

В Областной библиотеке показали фотографии колёсных пароходов, ходивших когда-то по ещё полноводной Десне.
Автор: Дмитрий Радченко , Шеф-редактор
Общество

Гости выставки увидели несколько десятков фотографий колёсных пароходов. Все они были изготовлены обществом Брянского завода и заводами акционерного общества Мальцова. Производство пароходов началось в 1888 году. Российское правительство пришло к выводу, что вместо того, чтобы заказывать суда за границей, целесообразнее наладить производство пароходов у нас. С этой целью в Киеве открылось «Второе пароходное общество по Днепру и его притокам».

На Днепре, Десне и Соже появились одни из первых паровых судов, построенные русскими механическими заводами. Так на воду было спущено 29 колёсных пароходов, вот названия некоторых из них: «Император Александр III», «Наездник», «Всадник», «Держава», «Могучий», «Радул», «Дедушка Крылов», «Вече», «Атаман». С появлением новых, быстрых колёсных пароходов по водным путям, помимо пассажиров, перевозили сахар, табак, зерно, муку, железо. Естественно, все это способствовало расширению круга потребителей товаров, изготовленных промышленностью крупного капиталиста Мальцова.

Княгиня же Мария Тенишева в своих мемуарах «Впечатления моей жизни» подробно описала своё свадебное путешествие, которое она совершила на пароходе «Благодать». Он вышел по Десне из Бежицы в направлении Днепра. На стыке двух веков развитие водного транспорта для Брянщины было выгодно, так как железная дорога Киев — Брянск — Москва, появилась только в 1904 году. С дальнейшим ходом времени колёсные пароходы были вытеснены с рынка винтовыми.

«Судьба оказалась безжалостной к одним из первых русских пароходов — они были, как говорят моряки, „порезаны на иголки“, то есть разделаны на металлолом. К сожалению, ни один из них не дожил до наших дней. Однако в начале прошлого века, эти суда, построенные брянскими мастерами, были запечатлены фотографом. Эти фотографии сохранились и сейчас можно любоваться изображениями передовой продукции отечественного судостроения того времени». — отметил в своём выступлении организатор выставки Григорий Кожурин. Всем собравшимся на открытии выставки, сотрудницы библиотеки вручали почтовые карточки с изображением «Князя Тенишева». Его грузоподъёмность составляла 6000 пудов, то есть почти 97 тонн.

«Мы слышали, как пыхтит пароход, но не видели его, пока он не подошёл совсем близко. Он шёл прямо на нас. Пароходы часто так делают, чтобы посмотреть, насколько близко можно пройти от плота, не задев его; иногда колесо откусывает конец весла, а потом лоцман высовывается и хохочет, хвастается: вот он какой ловкач! Мы так и думали, что пароход постарается пройти поближе, не задев плота, но он шёл прямёхонько на нас. Он был большой и нёсся быстро, словно чёрная туча, усеянная рядами светлячков по бокам; и вдруг он навалился на нас, большой и страшный, и длинный ряд открытых топок засверкал, как раскалённые докрасна зубы, а огромный нос и кожухи нависли прямо над нами». (Марк Твен «Том Сойер»)