«Наша площадка может стать локомотивом прогресса в городе»

Интервью с руководителем арт-пространства «Модуль» Даниилом Шкубулиани.
Автор: Дмитрий Радченко , Шеф-редактор
Люди

Первые месяцы работы нового арт-пространства получились насыщенными: в «Модуле» прошли масштабный фестиваль современного искусства, аукцион по продаже картин и вечеринки электронной музыки. Мероприятия получили хорошие отзывы, и многие посетители интересовались, какая судьба ждет эту площадку дальше, как она будет развиваться и не закроется ли из-за кризиса или пандемии. Но руководитель и идейный вдохновитель «Модуля» Даниил Шкубулиани настроен уверенно и оптимистично. В интервью «Моему Брянску» он ответил на эти и другие вопросы, рассказал о себе, своих мечтах и гражданской позиции, а также о планах на будущее.

— Даниил, с момента открытия «Модуля» прошло почти два месяца. Можно подвести небольшие итоги. Скажите, что вас порадовало больше всего?

— Знаете, у меня все идёт от обратного. Мне говорили, что у нас плохая локация, что сюда никто не приедет. Но я сказал своей команде: люди идут туда, где им интересно. Я знал, что в Брянске есть творческие люди, художники, музыканты, фотографы, которым негде встретиться и пообщаться друг с другом. И я рад, что эти люди объединились на нашем фестивале и создали атмосферу, которая не оставила равнодушными наших гостей.

Летний фестиваль в арт-пространстве «Модуль»

Очень порадовало, что люди, которые могут создавать своими руками самые разные арт-объекты: картины, экспозиции, предметы быта, мебель, — получили дополнительную возможность монетизировать свое творчество. Конечно, у каждого их них есть площадка в соцсетях, но она не даёт покупателям пощупать всё руками. А в «Модуле» такое возможно.

Ну и, конечно, порадовало, что на наши мероприятия пришло столько людей. Ведь была эта чёртова пандемия, и когда мы всё готовили, в голове всё было классно: план, идея, сроки. Мы видели заинтересованность творческих людей, которые рвались в проект, но в то же время не понимали, каким будет результат. И когда сотни живых людей хлынули через центральные ворота, это было невероятно круто. Эти эмоции нельзя купить. По нашим подсчётам, только фестиваль посетили более двух тысяч человек.

— Перед открытием многие относились скептически к вашему проекту, потому что не совсем понимали, кто его создатель. Расскажите о себе, чтобы наши читатели могли познакомиться с вами поближе.

— Я родился в Бежицком районе города Брянска, прожил в нём большую часть своей жизни. В Советском районе закончил брянский городской лицей № 1 имени А. С. Пушкина. Я всегда был активистом, занимался творческой деятельностью. В 11 классе я был президентом школы. Мы проводили планёрки со старостами классов, своего рода, ученический совет.

Потом я поступил в Москву на бюджет в МГИМО, где продолжил активную деятельность. Вообще, я не понимаю людей, которые замыкаются и боятся новых знакомств и новой деятельности. Я всегда открыт для общения, люди для меня — это аккумулятор. Ведь каждый раз, когда ты встречаешь новых людей, ты учишься у них чему-то новому, и так или иначе они влияют на твою жизнь.

После вуза я успел поработать в ряде организаций в Москве, в студенческих волонтерских организациях. Мне это все нравилось, но я понимал, что всё это поставлено на не совсем профессиональные рельсы. А хотелось создать что-то серьёзное и профессиональное.

— Профессиональную волонтёрскую организацию?

— Я не люблю слово волонтерство. В нашей стране оно приобрело немного политический характер. Я мечтал о собрании единомышленников. Это люди, которые далеки от политики. Это просто люди, которые хотят развиваться и развивать свой город, жить и знакомиться с новыми людьми. И необязательно к этому приписывать политику, религию, цвет кожи.

Знаете, я часто слышу критику: лучше бы вместо пространства создали рабочие места. Вероятно, люди думают, что мы это создали на государственные деньги. Но это не так. Мы не потратили ни копейки из бюджета, это личные инвестиции. Очень сложно донести до людей, что мы не зарабатываем тут миллионы и что те средства, которые мы пытаемся здесь аккумулировать, направлены на развитие проекта.

Здесь нет колонн и золотых унитазов, здесь есть площадка, которую создали с нуля. Она сделана для того, чтобы люди могли прийти, расслабиться, увидеть картины и фотографии, посетить образовательные лекции и мастер-классы, потанцевать. Это площадка для граждан, чтобы они могли прийти с детьми или домашними животными, отдохнуть, насладиться атмосферой.

— Вернемся к переезду из Москвы. Вы принимаете решение вернуться в Брянск для реализации своих проектов. Сейчас есть примеры, когда молодые люди возвращаются после обучения в столице на свою малую родину. Но согласитесь, что это немного нетипично?

— Многие люди думают, что я полностью вернулся из Москвы в Брянск. Это не так. Потому что я вообще никогда не уезжал. Брянск находится в 400 км от Москвы. Душой я всегда здесь, я очень люблю этот город. Москва, какой бы привлекательной она ни была, — это черная дыра, которая поглощает всю твою энергию. А Брянск, это тот город, где ты родился. Где родился, как говорят, там и пригодился.

Я понимаю, что те знания, которые я получил в Москве, могу применить здесь. Я не разрываюсь между двумя городами: просто живу в Москве, живу в Брянске. У меня есть такая возможность — работать и учиться в Москве, помогать и отдыхать в Брянске. Вообще, на мой взгляд, основной задачей жителей Брянска должен быть не переезд в Москву, а налаживание связей с Москвой.

Я никогда не думал, что Брянск — это какая-то дыра или деревня. Я был во многих городах России и скажу, что наш город далеко не провинциальный. Здесь есть место, возможности, площадки. Только их нужно развивать.

— Первой площадкой, которую вы создали и развивали в Брянске стал спортивный комплекс «Титан». Расскажите об этом проекте.

— «Титан» работает уже третий год. На втором курсе, как и многие студенты, я начал понимать, что мне не хватает денег, и поэтому я устроился на работу в качестве администратора в крупном комплексе «Территория мяча». Я увидел, что аренда спортивных площадок может приносить хороший доход, приехал в Брянск и сказал родителям, что нам нужно открыть что-то подобное.

Мы изучили ситуацию в городе: выяснилось, что на каждую частную площадку приходится пять государственных. Но они достаточно плохого качества, долго не обновлялись. Я был уверен, что выиграет инфраструктура, площадка с хорошими условиями, хорошим покрытием. Фирма, которая принадлежит моим родителям, на собрании акционеров поддержала мою идею.

— То есть ваши родители — ваши главные инвесторы?

— Я не скрываю, что мне очень повезло с родителями. И я им безумно благодарен за то, что они вложили столько времени, сил и средств в развитие меня и моей сестры. Они дали нам дорогу в жизнь. Они просто титаны, которые держат жизнь на своих плечах.

— Вам, наверное, приходилось слышать в свой адрес: «Вот, парень реализует свои амбиции на родительские деньги»?

— Это нормальное состояние, я часто это слышу. Но все мои друзья знают, что у меня есть два состояния: когда я ношу галстук или когда я в сварочной маске. Родители учили меня работать не только головой, но и руками. Мой отец — иностранец, он приехал в эту страну, здесь у него не было никаких связей, он всего достиг за счет своего труда. Для меня отец большой пример того, как честно и усердно нужно работать. Когда встаёт вопрос, уехать ли в отпуск, он обычно говорит, что мой отпуск — это моя работа. И меня он так воспитал.

Вообще, всегда найдутся люди, которые осуждают. Но те, кто видит результат моей работы, понимают всё.

— Когда вы поняли, что создание «Титана» оправдало себя?

— Ну мы просто увидели, что проект окупается. Мы платим налоги, зарплаты, и работаем в плюс. Но окупается он медленно. Мы не можем сказать, что тут ворочаются миллионы. Многие проекты не приносят моментальный заработок. Это проекты, которые окупаются до 10 лет.

— Ок, «Титан» работает, чем вы занимаетесь в это время? Как возникает мысль организовать новую площадку?

— Я оставил работу в Москве перед пандемией, был на оплачиваемой стажировке в «Транснефти». В это время закрывалось почти всё, и я решил, что нужно правильно использовать своё время. Вообще, мы планировали запустить «Модуль» в 2021 году, но в тот момент я понимал, что нам необходимо использовать шанс. Все виды деятельности переходили на удалёнку, оставался только строительный бизнес. И мы в это время смогли объединить усилия и создать площадку. Я решил, что мы сможем реализовать проект не за 14 месяцев, а за шесть.

— Вы осознавали риск? Ведь тогда не было никаких конкретных данных об окончании пандемии, а оффлайн-бизнес находился в катастрофическом положении. Многие и сейчас очень опасаются ограничений из-за второй волны.

— Я закончил экономический факультет МГИМО, поэтому знаю, что кризис — это крах одних и процветание других. Пандемия — это тоже кризис, в котором одни опустили руки, а другие стали искать возможности, как перестроиться, переквалифицироваться. Мы решили, что именно пандемия для нас — это шанс.

Почему мы провели фестиваль летом. Здесь есть тоже маленькая бизнесс-тратегия. Зимой обычно никто не открывается, весной ещё слишком холодно. Поэтому, единственный шанс заявить о своей площадке — показать её летом.

Для нас очень было важно показать, что у нашей площадки есть потенциал. Показать как аудитории, так и самой команде «Модуля». На мой взгляд, мы справились со своей задачей. За время работы у нас проходили мероприятия разных форматов — большой фестиваль, немного камерная церемония закрытия выставки, вечерники электронной музыки. 9 и 10 октября пройдёт фестиваль уличного кино. У нас большие планы на следующий сезон. Для этого мы намерены расширить и улучшить нашу площадку.

— Как вообще вы её выбрали?

— А мы её не выбирали. Это старое депо. Здесь раньше была развилка, на которую заезжали составы на ремонт. Во время стройки «Титана» мы использовали это место как склад. Когда «Титан» начал развиваться, у нас остались пустующие помещения. Кто-то из команды предприятия предложил сделать там какой-нибудь шинный сервис или мастерскую, но я посчитал, что нужно сделать что-то новое, отличное от такого бизнеса.

Я взял все риски на себя, снова убедил моих родителей помочь в реализации проекта. Когда мы открывали площадку, они пришли на фестиваль, увидели, сколько людей к нам пришло, и сказали, что я был прав — все вложения того стоили.

— В Брянске культурные и выставочные площадки в основном муниципальные. Есть мнение, что в нашей стране частное развивается лучше, чем государственное. Вы с этим согласны?

— Нет, не согласен. У государства есть много проектов, которые развиваются гораздо лучшем, чем частные.

— Например?

— Пушкинская галерея.

— А в Брянске?

— Приведу пример из спорта — дворец единоборств. Это, по сути, «Титаник», который может потопить все частные бизнесы, связанные со спортом, а сам остаться на плаву.

— «Модуль» не планирует становиться монополистом?

— У нас нет задачи соревноваться с государством, мы, наоборот, хотим с ним взаимодействовать. Мы создаём проекты не против государства, мы хотим помогать ему. Мы делаем одно дело. Наши посетители — это граждане нашего государства.

Да, у нас частная инициатива, своя идея и инвестиции. Но «Модуль» не станет монополистом, «Модуль» станет глотком свежего воздуха. Хотя если мы очень долго будем ничего не делать, не менять экспозиции, не привозить новых людей, не обновлять и расширять круг образовательных лекций и мастер-классов, то люди скажут, что мы не развиваемся, и забудут о нас.

— Вы сказали, что у вас есть финансовая поддержка родителей. А рассчитываете на доход самой площадки?

— Мы будем монетизироваться продажей билетов. Но это будут лояльные цены, у нас политика — не поднимать стоимость входного билета выше 500 рублей. Ведь если люди не будут сюда ходить, то и проект не будет работать.

Если у человека нет денег, но он хочет посетить наше мероприятие, мы предлагаем ему помочь проекту. На площадке можно поработать, получить опыт, заявить о себе и даже заработать деньги. Знаете, как в Европе — если у посетителя ресторана нет денег, чтобы оплатить свой заказ, ему предлагают помыть свою тарелку.

Нашу площадку нельзя назвать бизнесом. Но если она не будет функционировать как структура, как единое целое, не использовать методы бизнеса, то она обречена на провал.

— После фестиваля и вечеринок электронной музыки многие писали, что городу не хватает таких тусовок. Вы готовы к тому, что большая часть посетителей будет приходить сюда просто потусить, а не на образовательные лекции?

— Я всегда говорю, почему нельзя совместить приятное и полезное. Поэтому многие наши мероприятия будут нести и развлекательный характер, и образовательный.
Да, есть такая часть аудитории, которая хочет повеселиться. Мы не будем с ними бороться, мы и сами это любим. Но веселье когда-нибудь заканчивается, все мы растём, развиваемся и в один момент взрослеем. Мы будем очень рады, когда пришедшие к нам веселиться молодые люди начнут интересоваться произведениями искусства, которые будут представлены на площадке.

Кто-то остановится возле картины или фотографии, кого-то зацепит стихотворение или песня, а потом эти ребята захотят узнать больше и придут на образовательную лекцию. Почему нет?

— То есть ваша площадка будет служить примером для других людей?

— В нашем городе очень мало тех, кто любит рисковать. Но мой риск, считаю, оправдан. Я работаю на проекте, живу на проекте, у нас есть инвестиции, своя команда. Мы заявили о себе. И я уверен, что у нас всё получится, иначе и быть не может. Я буду очень разочарован, если проиграю, а проигрывать я не хочу.

Уверен, что наша площадка может стать локомотивом прогресса в городе. Да, звучит громко, но это не юношеские мечты и фантазии. Да, «Модуль» реально может стать локомотивом развития современного искусства, музыки, внеучебного образования. Школа и университет — это прекрасно. Но наша площадка нацелена на людей, которые хотят узнать больше, повысить свою квалификацию. Мы хотим привозить крупных художников, музыкантов, специалистов в области дизайна, робототехники, экологии, урбанистики, качественных бизнес-тренеров. Специалистов, которые занимаются экспозициями, организацией мастерских и художественных объединений.

Ещё одна из целей — познакомиться с командами из пространств, которые находятся за пределами Брянска. Это галереи в Москве, Питере, Казани, других городах. Мы намерены обмениваться экспозициями, устраивать какие-то совместные проекты. Это будет очень круто и интересно.

Подробней о работе арт-простраства «Модуль» читайте в сообществе во «ВКонтакте».