«Успеть на импрессионистов до карантина»

Репортаж из ещё не закрытого на карантин Городского выставочного зала.
Автор: Екатерина Саврухина , Редактор
Места

Экспозиция «Век импрессионизма» должна была проходить с 17 марта по 26 апреля, но городской выставочный зал закрыли из-за коронавируса. К счастью, наши журналисты успели её посмотреть и подготовить репортаж для читателей.

Вирус против импрессионизма

Городской выставочный зал на бульваре Гагарина любит радовать брянцев любопытными находками. Литографии Марка Шагала, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали — это только начало послужного списка. Вот и в марте городской «островок искусства» открыл свои двери с новой выставкой — «Век импрессионизма». Естественно, в экспозиции представлены не оригиналы, но довольно достойные копии. Они вполне могут стать началом знакомства с искусством «впечатления».

Выставка должна была проходить до 26 апреля, но ограничительные меры, связанные с коронавирусом, коснулись и «прекрасного». 24 марта выставочный зал был закрыт.

Вообще, импрессионисты начинали тоже не очень удачно. Долгое время их новое искусство не принимали, картины называли примитивными. Да, в них действительно не было строгого соблюдения пропорций, чёткой прорисовки, но художники и не стремились к этому. Они хотели показать жизнь, реальную, а не идеальную, потому что именно в ней видели настоящую красоту. И ещё, конечно, в движении. Движение жизни, её мимолетный миг — это они любили и писали.

Свет, вода, яркие краски — предмет, занимающий Клода Моне. Зыбкое «ускользающее мгновение» видно в каждой его картине. Хрупкие, словно фарфоровые куклы, балерины в шелесте пачек — это Эдгар Дега. Огюст Ренуар писал чудесных в своей простоте — поз, выражения лиц — дам. Мы буквально чувствуем нежность их кожи, мягкость волос, струящийся шелк платья.

Онлайн-экскурсия по выставке

К экспозиции подобран тематический фильм — его можно посмотреть в зале, где висят картины. От себя советуем посмотреть на досуге и другой — «Импрессионисты» британского режиссёра Тима Данна. Очень вдохновенная и вдохновляющая работа.

Первой картиной для нас станет копия на «Танцовщиц» Эдгара Дега. Балерины только готовятся к репетиции, в них слились непрочность и сила — так выглядит изящество.

Взгляд немного вверх, и перед нами Клод Моне — «Впечатление. Восходящее солнце». Миг, запечатленный художником, очень сложно поймать с первого взгляда, но, если получится, можно увидеть и блеск предрассветного солнца, и тихий бег волны — движение во всей своей живости.

Пройдем немного далее. По левой стороне — «Улица Сент-Оноре. Солнце в полдень» Камиля Писсарро, «На скачках в сельской местности», «Три балерины в голубых пачках и красных корсетах», «Гладильщица» Эдгара Дега, «Бал в Мулен-де ла Галетт» Огюста Ренуара.

«Женщина в красном платье» в этом ряду — картина кисти Поля Гогена. Судьба не часто благоволила художнику, однажды он даже решил проститься с Европой: «Я хочу отправиться на Таити и написать ряд картин в этом краю, дух и краски которого считаю своей задачей увековечить».

Желтолицая дама не единственная на выставке, ещё несколько таитянок следят за нами с обеих стен. Их недоверчивые глаза невозможно игнорировать. Они пугают, но, вместе с тем, манят взглянуть вновь.

Абсолютная противоположность им — «Прогулка. Дама с зонтиком» Клода Моне. На ней художник изобразил свою жену Камиллу. Светлые, невесомые тона, тонкой работы переливы — и мы чувствуем тот самый ветерок, играющий с шалью дамы. «Ускользающее мгновение», которое своей быстротечностью только больше утверждает жизнь. Конечно, копия передаёт это слабо.

На выставке были копии и Винсента ван Гога — «Ночная терраса кафе», «Звездная ночь», «Подсолнухи». Исследователи считают, что художник мог видеть турбулентные (вихревые) потоки. Они получаются, например, при истечении газа из реактивного двигателя.

«Ликбез в области искусства»

По словам научного сотрудника выставочного зала Светланы Хромовой, копии картин выполнены в технике жикле — печати маслом на холсте. Искусствовед отметила, что даже самый талантливый копиист привносит что-то от себя, а такая техника «позволяет наиболее точно передать саму картину».

Выставку привезла в Брянск ставропольская «Арт-Экспо». Выставочный зал планирует в будущем представить ещё несколько экспозиций, принадлежащих этой компании. По словам Хромовой, у них очень хорошее качество работы.

«Ликбез в области искусства», — так охарактеризовала научный сотрудник значение выставки. А пока нет возможности непосредственно «ликвидировать безграмотность» — выставочный зал закрыт на неопределенный срок — смотрите наш материал.

Фото: Дмитрий Радченко, Екатерина Саврухина.