Бежица магазинная: гастроном № 2 на Куйбышева, кассы самообслуживания и бюро добрых услуг Кислой Любы

О прошлом города в повседневных вещах.
Автор: Екатерина Саврухина , Редактор
Места

В этом материале — воспоминания о бежицких магазинах второй половины XX века. О том, каким был гастроном № 2 и почему его любили. Как в Бежице появился прообраз касс самообслуживания. О том, кто такая Кислая Люба и что за бюро добрых дел у нее было.

Секрет куйбышевского гастронома

Магазин «Гастроном» №2. Фото декабря 1957 года из фотоальбома «Брянск» (1960).

Продажи гастронома № 2 в Бежице XX века превышали магазины даже большей площади. Например, в конце 50-х выручка в месяц превышала 2,2 млн рублей. При этом, и торговый зал, и количество сотрудников — были не первыми. В чем же заключался успех гастронома по улице Куйбышева?

И первое — это конечно ассортимент. К удивлению, но в этом гастроном № 2 обходил даже специализированные магазины. Например, рядом с ним находился рыбный, но горожане все равно шли в гастроном: там было только сельди 10-13 сортов — не заветренной, без выступившей соли.

Другие отделы не отставали: в мясном — котлеты, рагу, гуляш, фарш, отварные языки, колбаса; в бакалее — макаронные изделия, мука; в кондитерском — печенья, зефир, конфеты и т. д.

Находил весь этот товар тогдашний (50-60-е годы) директор гастронома — Иван Ильич Борисов. О нем другие работники торговли не без зависти, смешанной с уважением говорили: товар-то добыть Борисов умеет. Помогали ему естественно заведующие отделами:

«Они всегда знают, что есть в холодильнике, на мясокомбинате, оптовых базах, и чуть ли не каждый день наведываются туда, звонят по телефону».

Магазин "Рыба" на ул. Куйбышева, 12. Около 1984 года.

Кстати, договариваться о поставках по телефону получалось не у всех магазинов — для этого нужно было особое доверие и авторитет. Причем товар искали не только на брянских базах, но и в Москве, Западной Белоруссии, Украине.

Естественно, что вся эта работа подтверждалась и внешними атрибутами — аккуратными витринами, без бутафории (соблюдался принцип: что на витрине, то и в магазине), архитектурным решением магазина, формой работников. Например, каждый продавец надевал белую блузку или кофточку с черным бантиком на груди, и черный или белый берет — в зависимости от времени года.

«Торговля без помощи продавца»

Булочная на ул. Ухтомского, 4. Около 1984 года

Но гастроном № 2 конечно был не единственным магазином, заслуживающим внимания в прошловековой Бежице. Там ещё в то время появился настоящий прообраз касс самообслуживания. Такой отдел, например, появился в магазине № 19 Бежицкого горторга.

Выглядел он следующим образом. Вдали от прилавка находился большой шкаф с открытыми полками. На них — пирамиды банок с консервами, маринованными овощами и другие продукты. Возле стоит стол с коробкой — там деньги для размена. И все это сопровождается надписью на витрине: «Торговля без помощи продавца».

Естественно — такое новшество сэкономило время покупателей и разгрузило продавцов. К тому же, по одной из публикаций в «Брянском рабочем» следует, что в таких отделах не случалось недостач. Конечно, вряд ли можно говорить обо всех магазинах без исключения, но количество таких отделов росло — значит они скорее были полезны, чем несли убытки. В разное время появились они в рыбном № 19, промтоварном № 51, хозяйственном на Куйбышева и других бежицких магазинах.

Бюро добрых услуг Кислой Любы

Улица Куйбышева. Первая половина 1960-х годов. ГАБО, опись фотопозитивов, ед.хр. 5638.

Проходящий мимо человек мог решить, что идет мини-показ мод — этому способствовал и голос из динамиков, рассказывавший о покрое, расцветках и других характеристиках платьев. На самом же деле, продавцы магазина «Женской одежды» по Куйбышева всего-то демонстрировали наряды для покупателей. В роли манекенщиц в тот день: Тамара Нацвин, Люба Кислая и другие девушки.

Кстати, о Любе: фамилию свою, как оказалось, она совсем не оправдывала. Даже в книге отзывов она — «чуткая, отзывчивая девушка», от которой, по словам покупательниц, невозможно отойти без покупки. Но бывало все-таки и такое, что нужного нет — размера нет или цвет не тот. Тогда в дело вступало так называемое «бюро добрых услуг».

Работа его состояла в следующем: записывать пожелания посетительниц на будущие товары. Кстати, они (посетительницы) могли не бояться, что пропустят нужный день и ожидаемое платье так и останется в мечтах — покупку доставят на дом. Одним словом: сервис! Честно говоря, захотелось проверить работу такого бюро на себе. А вам? Одна проблема: продавцов этих давно нет.

Статья написана по материалам старых выпусков газеты «Брянский рабочий» от 20 марта 1956 и 13 октября 1966, а также очерку И. Гулина осени 1959 (был опубликован в «Брянском рабочем» в 1960).

За фото благодарим группу «Брянск глазами разных поколений».